ЕЛЕНА МОСКАЛЕВА
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» Эти строки незабвенного нашего Александра Сергеевича пришли на ум, когда состоялось мое знакомство с человеком, прямым образом связанным с землей и дорогами, — Еленой Леонидовной Кудрявцевой, директором Вологодского филиала СРО «Объединение профессионалов кадастровой деятельности». Разговор с ней впервые заставил всерьез задуматься о том, какие процессы предшествуют рождению практически любой федеральной трассы. Задуматься, чтобы понять: перед тем как строительство дороги начнется, плановикам и сметчикам, изыскателям и проектировщикам, юристам и землеустроителям придется съесть не один пуд соли.
Понятия женского и мужского
Позволю себе лирическое отступление от темы. Еду как-то по любимой моей трассе М-8 «Холмогоры», слушаю «Русское радио». И слышу, как лучезарный Дмитрий Нагиев с присущим ему мужским шовинизмом выдает свой очередной перл: мол, работа — женского рода, а отдых — мужского. И ведь прав, ничего не скажешь! В нашем великом и могучем есть и такие слова, как «родина», «земля», «дорога»… И даже термин «дорожная одежда» больше ассоциируется с женским, нежели с мужским, не так ли? Другое дело — «дорожное покрытие», «поверхностная обработка», «пропускная способность» и тому подобные понятия, наверняка изобретенные мужчинами.
Не женщина ли всегда там, где требуется усидчивость, щепетильность, особое внимание и забота? Вот, к примеру, во всех ведомственных управлениях, отделах, организациях, по моим наблюдениям, вопросами земельно-имущественных отношений занимаются в основном женщины. К слову, в компании «ЛЕОН», созданной моей визави Еленой Леонидовной Кудрявцевой в 2009 г. и за эти годы успевшей немало сделать для федеральных автодорог Северо-Западного региона и Республики Карелия, тоже преимущественно женский состав. Выходит, женский род немало значит в деле созидания?!
Кто бы спорил, что строительство — созидательный труд! А строительство дорог — труд вдвойне, втройне благородный. Вот где особенно неразделимо мужское и женское, сила и нежность, планирование и воплощение планов. Разве что у женщин-дорожниц есть ряд преимуществ, в отличие от их мужественных коллег. Ну какой же мужчина признается, что увидев дурной сон, долго мучается от догадок: к чему бы такое привиделось?.. А женщина сохранит душевное равновесие, просто найдя ответ в соннике: «Идти во сне по пустынной дороге — знак того, что в реальной жизни вы что-то тщательно скрываете. Прокладывать во сне дорогу значит в будущем совершить великое открытие. Приснилась узкая дорожка — стало быть, идешь своим путем и добьешься больших успехов».
Без первичного нет главного
Что греха таить, современная журналистика не любит «пустынных дорог», а уж прокладывать новые или следовать по узким дорожкам — тем более. Такие темы, как земельно-имущественные отношения, увы, не в чести у представителей масс-медиа. Связанные с ними статьи появляются чаще в результате жалоб «обиженных» владельцев домов или сомнительных придорожных кафешек, недовольных переселением из нажитых гнезд при прокладке новой трассы. Разобраться, на чьей стороне правда, — для журналиста это и мозговой штурм, и большие временные затраты. И без помощи специалистов тут никак не обойтись.
Так что же все-таки первично — земля под дорогу или дорога, а потом земля? Проанализировав все собранные комментарии к этому детскому вопросу, я уяснила, что ответ не так прост, как кажется непосвященному обывателю. Это ребенок рисует на листе бумаги карандашом дорогу, наивно полагая, что земля, по которой бежит его маленькая магистраль, уже есть. На ней он рисует мост, по сторонам — лес, автобусные остановки, домики разные. Признаться, я думала, что так и в жизни происходит. Оказывается, нет: без первичного не бывает главного.
Дорога — сооружение капитальное, требующее капитальных же затрат, и решение вопроса об ее строительстве или реконструкции прямо замыкается на земельном вопросе. Конкретно об этом в законе сказано следующее.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», автомобильная дорога — это, с одной стороны, «объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог».
С другой стороны — это земля, а именно: «полоса отвода автомобильной дороги земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса» (п. 15 № 257-ФЗ). А «придорожные полосы автомобильной дороги — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги» (п, 1 б № 257-ФЗ).
В системе Росавтодора работает 34 ФКУ, осуществляющих оперативное управление федеральными трассами, общая протяженность которых составляет 50 тыс. км и по которым производится свыше 85 % всех пассажирских и грузоперевозок. Можно только догадываться, какая нагрузка и мера ответственности лежит на работниках казенных учреждений Федерального дорожного агентства.
Есть масса законов и подзаконных актов, незнание которых, что называется, не освобождает от ответственности. Нужно быть очень грамотным специалистом в области землепользования, разбираться в вопросах застройки и оборота земель, соблюдения экологических норм, изъятия и отчуждения и так далее, и тому подобное. Причем законотворческий процесс не стоит на месте, в действующие законы регулярно вносятся изменения, принимаются новые нормы и правила. Отследить этот живой процесс под силу только крепким профессионалам.
Рассказывает начальник юридического отдела ФКУ Упрдор «Холмогоры» Олег Николаевич Ветров:
— Серьезной проблемой при выполнении землеустроительных работ в дорожной деятельности является при проведении конкурсных процедур выбор компании, имеющей квалификацию в области землеустройства линейных сооружений, а именно автодорог. Эта проблема решается на основании законодательства о государственных закупках, по результатам которых определяется победитель, представивший лучшее предложение по цене контракта и обладающий определенным опытом и знаниями.
Оказывается, надежных подрядчиков, способных выполнить весь спектр землеустроительных работ, не так уж и много. К примеру, в Северо-Западном регионе хорошо зарекомендовали себя вологодские компании «ЛЕОН» и «ВекторСтройПроект», в 2012-2014 гг. выполнившие госзаказ на федеральных трассах Вологодчины и Карелии.
Говорит начальник отдела имущественных отношений ФКУ Упрдор «Кола» Сергей Николаевич Волнухин:
— Работы в рамках государственных контрактов организациями выполнялись в оговоренные сроки на хорошем профессиональном уровне. Подготовленная документация соответствует действующим требованиям и нормам. Каких-либо серьезных нареканий работа подрядчика у управления не вызвала. Организации оснащены современным геодезическим оборудованием, в них работают квалифицированные специалисты.
Крепкий орешек «ЛЕОН»
ФКУ Упрдор «Кола», ФКУ Упрдор «Холмогоры», ФКУ Упрдор «Россия», ООО «Проектно-изыскательский институт «Севзапдорпроект», ООО «Севдорпроект», Департамент земельных отношений и департамент лесного комплекса Вологодской области, АУК ВО «Вологдареставрация», ОАО «Ростелеком» — вот далеко не полный перечень заказчиков вологодской компании «ЛЕОН». А если говорить о списке ее работ, уже качественно и в сроки выполненных на участках федеральных трасс, то в бумажном исчислении он займет несколько страниц, по протяженности же реализованных проектных решений составит сотни километров дорог в Карелии, Мурманской, Вологодской, Ярославской, Архангельской и Московской областях. Хотя, в принципе, важно другое.
Наверное, многие помнят фильм «Леон» с Жаном Рено в главной роли. Может, и не был путь создателей «ЛЕОНа» похож на этот всем известный боевик, но то, что название созвучно, — определенно.
Две хрупкие девушки, две родные сестры Елена и Наталья, получив добротное профильное образование, приобретя практический опыт и утвердившись в собственных силах, однажды решили: пора рискнуть и отправиться в свободный полет. И создали свой бизнес, присвоив компании звучное имя «ЛЕОН» (другого и быть не могло, ведь обе ЛЕОНидовны).
Сформировать работоспособную команду из специалистов, владеющих знаниями в области кадастровых, землеустроительных и геодезических работ, способных выполнять подготовку и согласование актов выбора, межевание земельных участков, постановку на государственный кадастровый учет, геодезическую и топографическую съемку земельных участков, было непросто. При подборе персонала помог преподавательский опыт Елены Леонидовны Кудрявцевой на кафедре городского кадастра Вологодского государственного технического университета. Там она присмотрела талантливых студентов и пригласила на работу в свою компанию. Другим молодым специалистам помогали совершенствовать знания уже в деле. Неудивительно, что, несмотря на ненормированный рабочий день, усвоившие не только уроки профессионализма, но и общечеловеческие уроки сотрудники компании (а на сегодняшний день их ни много ни мало 22 человека) не ищут легких хлебов на стороне, не покупаются на манки компаний-конкурентов.
Мы разговариваем с Еленой Леонидовной, когда рабочий день всех нормальных людей уже давно закончен. И я понимаю, что эта с виду миниатюрная женщина обладает огромной силой. Сила эта — ее корни, родители Леонид Сергеевич и Надежда Борисовна. От них она переняла ум, честь и совесть, и это правда, а не просто громкие слова. Человек, ценящий и уважающий своих отца и мать, выделяется среди равнодушных, бездарных и ленивых людей.
— Я горжусь своими родителями, своей семьей, — признается Елена Леонидовна. — Горжусь своим дедом Сергеем Николаевичем Николаевым, высокопорядочным человеком, прошедшим всю войну радистом. Горжусь своей бабушкой Антониной Александровной Носковой. Она всю жизнь проработала учителем истории, основала краеведческий музей и от земляков своих получила звание «Почетный гражданин города Грязовца».
Уверенность и настойчивость в достижении цели — характерная черта директора ООО Компания «ЛЕОН» Елены Леонидовны Кудрявцевой, с генами передавшаяся ей от предков. «Или все, или ничего!» — это у нее, похоже, выработалось с детства. Школу она окончила с отличием, техникум — тоже, затем институт. Едва шагнув с дипломом за порог альма-матер, поступила на работу в Вологодский проектный институт «Промлеспроект» на должность руководителя группы по землеустроительным работам.
Второе высшее образование в Северо-Западной академии госслужбы получала уже без отрыва от производства. А работы у молодого специалиста Кудрявцевой, прямо скажем, было сверх головы. Она признается, что во многом ей помогали старшие опытные коллеги, особенно Сергей Федорович Рогов (в то время заместитель директора по производству) и Владимир Александрович Красильников (тогда начальник отдела изысканий). Благодарно вспоминает Елена Леонидовна и коллектив Департамента дорожного хозяйства Вологодской области, совместно с которым были решены поставленные задачи по отводу земель при строительстве автомобильных дорог Вологодской области.
…Переходим к разговору о дне сегодняшнем. И я вновь ловлю себя на мысли, что передо мной крепкий орешек, ни с кем не воюющий, а наоборот. Нет в откровениях моей собеседницы негатива, ни про кого ни одного худого слова, все пронизано оптимизмом, благодарностью не только первым учителям в профессии, но и коллегам сегодняшнего дня — специалистам управлений Росавтодора и федеральных казенных учреждений, таким как «Кола», «Холмогоры» и «Россия».
— Вместе, сообща мы профессионально решаем задачи для достижения общих целей по развитию и сохранности федеральных автомобильных дорог. Каждый объект — словно маленькая жизнь, пусть порой сложная, но удивительно интересная, признается моя собеседница.
А еще откровения Елены Леонидовны пронизаны верой. И вера эта фундаментальная, плодородная, живая, как
сама земля, — вера в Бога, в порядочность людей, в свой коллектив и в то, на что направлены все силы и устремления.
От частного к общему
Компания «ЛЕОН» из Вологды — по существу, один пример из множества родственных ей организаций, честно работающих по всей России над выполнением государственных заказов. И пусть далеко не всем удалось пока, как ООО Компания «ЛЕОН» по итогам 2014 г., войти в пятерку лучших из 700 тысяч отечественных предприятий и заслужить награду «Элита нации» в номинации «Вид деятельности: землеустройство», важно, чтобы такие предприятия у нас были! Тогда будет гораздо больше порядка в деле отвода земель под дороги и дорожный сервис, определения границ полосы отвода, больше соответствия документации требованиям технических регламентов.
И в конечном счете соль земли, соль дорог России — это ее люди, изо дня в день, каждый в своей сфере, неформально воплощающие в жизнь каждую букву Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», строители будущего для новых поколений россиян.
Дороги Карелии
В 2013-2014 гг. на участках дорог Упрдор «Кола» ООО Компания «ЛЕОН» выполнила следующие заказы: