В Госдуме обсуждается законопроект, вносящий поправки в Земельный кодекс РФ. Они призваны упростить строительство, ремонт и эксплуатацию линейных объектов (дорог, трубопроводов, линий электропередач) через механизм публичного сервитута.
Елена Леонидовна Кудрявцева
Директор ООО Компания «ЛЕОН»
По замыслу авторов поправок, публичный сервитут устанавливается в отношении земельных участков или земель для их использования в следующих целях:
1) строительство, реконструкция, капитальный ремонт и (или) эксплуатация линейных объектов, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения;
2) временное занятие земельных участков для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры любого значения, на срок таких работ;
3) устройство пересечений автомобильных дорог и железнодорожных путей, в границах полос отвода этих дорог;
4) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов;
5) проведение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых.
По общему правилу, установление публичного сервитута проходит ряд этапов:
1) направление ходатайства, с приложением описания местоположения границ действия публичного сервитута и документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя, при необходимости, в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления;
2) принятие решения об установлении публичного сервитута / об отказе в установлении публичного сервитута;
3) публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (в случае, если сервитут устанавливается отношении участка, находящегося в частной собственности, необходимо также направить правообладателю земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута);
4) обладатель сервитута вправе приступить к осуществлению деятельности после внесения платы за публичный сервитут в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.
СЕРВИТУТЫ | ПУБЛИЧНЫЕ СЕРВИТУТЫ |
---|---|
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ | |
Невозможность использования одного участка без обременения другого. | Запланированное размещение (документация по планировке территории, при ее наличии). |
ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ | |
Соглашение или судебное решение. | Решение органа власти. |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННИКА УЧАСТКА | |
Плата за установление сервитута (разовый или периодический платеж). Требование ОБ ОТМЕНЕ СЕРВИТУТА в случае невозможности использования земельного участка. | Плата за установление сервитута (разовый платеж). Требование О ЗАМЕНЕ СЕРВИТУТА АРЕНДОЙ УЧАСТКА ИЛИ ТРЕБОВАНИЕ ВЫКУПА части участка в случае невозможности использования земельного участка. |
СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ СЕРВИТУТА | |
КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ в отношении части земельного участка, на которой устанавливается обременение. КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ — предварительный договор о сервитуте обременяемой части земельного участка. СОГЛАШЕНИЕ О СЕРВИТУТЕ И ЕГО РЕГИСТРАЦИЯ (+ ПОШЛИНА) с внесением сведений в ЕГРП. | Отображение сервитута на ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ как зоны с особыми условиями использования территории. ВНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ В EГРН в порядке информационного обмена. |
Внесение платы разовым платежом в полном объеме не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.
Ожидается, что внедрение института публичного сервитута в общую практику упростит развитие инженерных сетей и магистральных линейных объектов, позволит интенсивнее развивать рынок транспортных и телекоммуникационных услуг, будет способствовать строительству более дешевого жилья, сдержит рост тарифов и упростит недропользователям доступ к земельным участкам.
Сейчас сроки оформления прав на доступ к земельному участку и оформления прав на него и построенный линейный объект доходят до двух лет, а при изъятии земельного участка — до пяти лет, тогда как сами строительные работы могут занимать лишь 1—2 месяца. Поэтому авторы законопроекта и предлагают установить возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута.